Алкоголь и культура: почему кратно растет ручное производство конфет в Петербурге

ИНТЕРВЬЮ WINNER.CLUB
Основатель и генеральный директор конфетной фабрики «Культура» Дмитрий Рязанов — об истории создания нового петербургского бренда и о секретах производства шоколадных конфет премиум-класса
Алкоголь и культура: почему кратно растет ручное производство конфет в Петербурге
ИНТЕРВЬЮ WINNER.CLUB
Основатель и генеральный директор конфетной фабрики «Культура» Дмитрий Рязанов — об истории создания нового петербургского бренда и о секретах производства шоколадных конфет премиум-класса
Открывшаяся полтора года назад петербургская компания «Культура» уже сумела нарастить объем продаж до 1 млн конфет в месяц и рассчитывает преодолеть рубеж в 3 млн в следующем году. У компании необычная маркетинговая стратегия: броские коллаборации (один из примеров — выпуск мармелада из пино нуара и гевюрцитраминера известного винодела Павла Швеца), кастомизация под запросы корпоративных клиентов, ноль рекламы на телевидении и билбордах. Об истории становления фабрики «Культура», о пользе нестандартных подходов к бизнесу и о перспективах развития бренда РБК Петербург рассказал основатель и генеральный директор компании Дмитрий Рязанов.
Место и время
— Дмитрий, почему для развития нового бизнес-проекта вы выбрали именно Санкт-Петербург?
— Есть как минимум две причины, и даже не знаю, какая из них главная. Первая — вся наша команда, и я в том числе, живем в этом городе и хотим сделать Санкт-Петербург еще лучше. Вторая причина чисто бизнесовая. Петербург — один из самых развитых городов с точки зрения качества и разнообразия поставляемого сюда продукта, и этим можно грамотно пользоваться. Например, какао-бобы. Они у нас не растут, но мы можем их сюда привезти, организовать их глубокую переработку, и конечный продукт получится качественнее, чем если бы мы, допустим, жарили кофе в средней полосе — просто потому, что исходное сырье будет свежим.

Плюс в Петербурге неограниченные возможности для коллаборации: здесь работают лучшие команды, которые делают авторские продукты — шоколад, вино, водку и многое другое, что мы используем в качестве ингредиентов для конфет. Такого сплава компетенций и квалификации я не встречал нигде, в том числе в Москве.
Дмитрий Рязанов основатель конфетной фабрики «Культура»
Дмитрий Рязанов (основатель конфетной фабрики «Культура»)
— Сложно ли было создавать новое производство в столь нестабильное время?
— Любой новый проект — это нервная история для его инициаторов. В такой ситуации спинным мозгом понимаешь справедливость фразы «Время равно деньги». Мы не стали исключением, и я в какой-то момент на минуту даже задумался о том, чтобы закрыть проект. Это было, когда за неделю до открытия (прим. редакции: в марте 2022 г.) банк вдвое поднял процентную ставку по уже одобренному кредиту, с 18 до 36%. Фактически у меня был выбор — либо брать кредит под эти нереальные проценты и открываться с непонятной экономикой, либо вообще все прекратить.
— Что помогло сделать выбор?
— Звучит как фантастика, но спас внезапный телефонный звонок. Сотрудники Комитета по промышленной политике собирали информацию о деятельности малых и средних компаний города, о перспективах и сложностях, с которыми сталкивается бизнес. Я все честно рассказал — о проекте, про идею, про продукт, про сложности с банком. В ответ получил столь необходимую и, к сожалению, неизвестную мне ранее информацию о низкопроцентных займах для малого и среднего бизнеса городского Фонда содействия кредитованию. В итоге обратились в фонд, собрали все необходимые документы и за две недели получили заем на покупку оборудования под 4% годовых.
Дмитрий Рязанов
«Чтобы сделать бизнес в России не в формате «что-то плохое за очень дорого», а «качественно и доступно», необходимо работать с государственными фондами».
— Действительно, звучит как сказка…
— Да, но это реально. Я на собственном опыте убедился: чтобы сделать бизнес в России не в формате «что-то плохое за очень дорого», а «качественно и доступно», необходимо работать с государственными фондами. Как минимум потому, что они смотрят на тебя и твой проект как на будущих налогоплательщиков, создателей рабочих мест, как на потенциальный рост экономики. И они готовы тебе помогать, давать взаймы под ставки, которые ты можешь потянуть, они готовы к рефинансированию. Коммерческий же банк в первую очередь ищет, как на тебе заработать, сам по себе любой твой проект ему не интересен.
— В какой точке развития ваша компания находится сейчас?
— Производим и продаем в сутки около 30 тыс. конфет, суммарно получается около 1 млн в месяц. Сейчас, в высокий сезон, перед Новым годом, наверное, будет еще больше — у нас загрузка 24/7, даже ночные производственные смены ввели. Выручку за год увеличили в 5 раз, месяц назад перешли из категории «малый бизнес» в средний. Если такие темпы удержим, через года три-четыре выйдем на миллиардный оборот. Задумались об увеличении мощностей — вкладываем в расширение около 25 млн руб. Когда все сделаем, будем выпускать уже 3 млн конфет в месяц. И это не просто хотелки, все подтверждается спросом — вот мы сидим разговариваем, а покупатели постоянно приходят за конфетами, это очень приятно.
Партнеры и рынок
— Как вы выбираете партнеров для дистрибуции?
— У нас нестандартный подход: мы не хотим, чтобы «Культура» была в каждом магазине, поэтому отказались от большинства торговых сетей. Мы ищем одного, максимум двух партнеров в каждом городе или регионе. В основном это люди, у которых уже есть свой бизнес — вино, цветы, ресторан, сеть кофеен. Требований к будущему партнеру всего два — схожесть с нами по внутреннему духу и готовность заниматься развитием бренда «Культура» в регионе. На сегодня у нас порядка 170 партнеров в 60 городах России, от Комсомольска-на-Амуре до Калининграда и от Архангельска до Сочи. И только в Санкт-Петербурге пять магазинов, но это — исключение, сделанное для любимого города.
Дмитрий Рязанов
«Выручку за год увеличили в 5 раз, месяц назад перешли из категории «малый бизнес» в средний. Если такие темпы удержим, через года три-четыре выйдем на миллиардный оборот».
— Успевает ли производство за спросом?
— Это другая сторона медали. У нас есть ответственность перед нашими партнерами и покупателями за то, чтобы, во-первых, наш продукт всегда был на полках, во-вторых, чтобы он был надлежащего качества. А так как у нас есть дефицит производства, мы остановили интеграцию новых партнеров еще месяц назад, искусственно сдерживаем рост. И мы понимаем, что наше развитие затронет поставщиков, им нужно время, чтобы перестроиться на кратно большие объемы поставок какао, шоколада, масла. Поэтому мы стараемся расти и расширяться плавно, учитывая интересы и потребности всех причастных к «Культуре».
— Вы реализуете продукцию только офлайн?
— Почему же, у нас полноценная сбытовая сеть из четырех направлений: собственная розница, корпоративные партнеры, региональная сеть дистрибуции и онлайн. В структуре продаж примерно 35% приходится на розницу в Санкт-Петербурге, еще 40% — это партнеры в регионах, корпоративные клиенты и интернет-магазин. Остается еще 25%, но эта цифра плавающая, сильно зависящая от сезонности. Например, перед Новым годом 70% конфет уходят через магазины, а 30% — корпоративным клиентам.
Женя Шефер шеф-кондитер конфетной фабрики «Культура»
Женя Шефер (шеф-кондитер конфетной фабрики «Культура»)
— Какое направление самое рентабельное?
— Знаете, мы смешные бизнесмены, неклассические, потому что мы не столько про цифры, а скорее про наслаждение от работы. И его мы получаем от того, с кем мы работаем. Зачастую мы в ущерб экономической целесообразности выбираем тех партнеров, которые нам нравятся, а не тех, кто принесет максимальную прибыль. Да, это странно и в бизнес-школах так не учат. Но мы уверены, что если ты делаешь что-то очень хорошо, то деньги придут следом. Поэтому во главу угла мы ставим не деньги, а вкус продукта.
— И все-таки конфеты «Культура» производят впечатление тонко продуманного маркетингового проекта. Все так и было вами задумано изначально? Или план был другой?
— В маркетинге мы действительно кое-что понимаем, поэтому где-то за полгода до начала строительства фабрики выделили ключевые аудитории покупателей и «их» группы продуктов. Например, «Птичье молоко» для старшего поколения, тех, кто пробовал этот десерт еще в советские времена, а мармелад — для поклонников ЗОЖ. И мы сразу решили, что наша продукция не будет повторять рецепты, которые продаются в Европе. У нас максимально упрощен процесс производства — никакой аэрографии, изысков по форме, шли от того, что лист на 480 конфет должен нарезаться одним движением. В итоге мы смещаем фокус с внешнего вида на вкус и упрощаем процесс производства.
Женя Шефер
Главные приоритеты
— За счет чего, на ваш взгляд, удалось добиться такой популярности авторского продукта в столь короткие сроки?
— Думаю, что здесь дело в неукоснительном соблюдении принципа «вкус важнее всего». В нашем бизнесе до 40% бюджета компании — это расходы на маркетинг, то есть эти деньги не вкладываются в состав, в лучшие ингредиенты — в шоколад, масло, орехи. Да, на эти 40% ты можешь сделать суперкрутую рекламу, но если покупателю вкус не понравится, то он купит продукт ровно один раз. Это не наш вариант — мы хотим, чтобы к нам приходили снова и снова. Поэтому мы львиную долю бюджета тратим на закупку лучшего сырья, на оборудование. Техника, которая у нас уже стоит и которую планируем заказывать, очень дорогая, каждый аппарат стоит от 4 до 10 млн руб. Их не производят ни в России, ни в Китае — либо Германия, либо Италия. Чтобы эту технику купить и привезти, мы прилагаем большие усилия. Но на таком оборудовании приятно работать и достигать невероятных результатов.
Дмитрий Рязанов
«Мы смешные бизнесмены, неклассические, потому что мы не столько про цифры, а скорее про наслаждение от работы».
Дмитрий Рязанов и Женя Шефер
— Чувствуете ли вы изменения модели покупательского поведения?
Пожалуй, да — все стали более трепетно относиться к тем, кто что-то делает здесь, в России, в Санкт-Петербурге. Появилось осознание того, что нужно купить русский продукт, поддержать русский бренд. И не просто поддержать за красивые глаза, а потому что те, кто здесь работает, делают хорошо, у них меньше вредных компонентов или некачественного сырья, потому что они делают для своих же и отвечают за свой продукт перед своими же.

Крупные компании, которые могут купить любые продукты, осознанно выбирают наш бренд, потому что он находится в России, в Санкт-Петербурге, и завтра никуда не уйдет. Эта вера покупателей в нас и в наше дело позволяет нам развиваться такими быстрыми темпами.

интервью записала София Зинина